1. "Внимание! Сегодня у нас намечается свадьба или казнь через повешение. В любом случае, повеселимся."
Причины того, почему отрицательные персонажи заведомо интересней положительных рассматривал еще Джером К. Джером, сделав в итоге такой вывод: "В них больше неопределенности, они заставляют нас держаться настороже. Взяв в героини безупречно хорошую женщину, вы выдаете все свои тайны в первой же главе. Всем доподлинно известно, как она поступит при любом предполагаемом стечении обстоятельств: она всегда будет поступать одинаково, т.е. правильно. С недобродетельной героиней, напротив, неизвестно заранее, что произойдет. Из пятидесяти с лишним возможностей она может избрать как единственную правильную, так и одну из сорока девяти ошибочных, и вы с любопытством ждете, какой же путь она изберет."
С тех давних пор многое, конечно, изменилось, авторы учли справедливость критики на сей счет, и теперь положительные герои вытворяют порой такое, чего и порядочный злодей бы не постеснялся. Однако все же это скорее исключение, а в основном положительный персонаж действует по шаблону, стандартно и до тошноты правильно, тогда как в распоряжении злодея тысячи новых и небанальных вариантов. Потому, как бы мы к отрицательному герою не относились, мы можем быть уверены – скучать с ним точно не придется.
2. "Кто тут, к примеру, в цари крайний? Никого? Так я первый буду!"
Любому настоящему злодею обязательно присуще чувство здорового эгоизма. Впрочем, это качество самое, что ни на есть, положительное не только для злодеев. Толпы психологов со всех сторон уверяют нас, что главное в достижении успеха - это усиленная культивация любви к себе и уверенности в своих силах. Человек, искренне и твердо убежденный в том, что он самый-самый, умный, красивый и замечательный, способен убедить в этом и окружающих, стать лидером, много добиться. И так оно и есть, в общем-то.
Мы, рядовые зрители/читатели, дети совершенно иной культуры, утверждающей, что Я – последняя буква алфавита, что скромность, мол, украшает, что сперва коллектив, а уже потом личность, и так далее. Настоящий же злодей в первую очередь живет по классическому правилу: «люби себя, чихай на всех», он излучает такую мощную ауру самовлюбленности и самоуверенности, что нам просто ничего другого не остается, как присоединиться к толпе его восторженных почитателей.
3. "Слишком странный, чтобы жить, и слишком редкий, чтобы умереть".
Согласно Эйнштейну «самое прекрасное и глубокое переживание, выпадающее на долю человека, - это ощущение таинственности». Злодеи в полной мере используют данный ресурс: их зачастую окружает аура тайны, душа – сплошные потёмки и бездонный мрак, “в их очах - смертельный вызов, в их сердцах - вражда глухая, вековая жажда мщенья”. Женщины трепещут, мужчины в смятении, страх соседствует с восхищением. Причём тайна, которая так и остаётся без разгадки, способна напугать куда сильнее, нежели разъяснение всех побудительных мотивов – обиды, вынесенные из тяжёлого детства, несчастная любовь, жажда внимания со стороны общественности, просто помешательство, etc. В куда большее смятение повергает злодей, у которого нет понятной другим мотивации (вот почему тот же Джокер в исполнении Хита Леджера более зловещ, нежели в версии Джека Николсона).
4. "Прошу прощения, мне пора уничтожать город."
Злодеи – народ весьма деятельный и трудолюбивый. Положительный герой обычно прозябает на нудной работе, витает в облаках, мечтая о том, как «совершил бы то или это если бы не», или вообще пьет горькую, тогда как настоящий злодей всегда занят делом, стоит планы, активно воплощает их в жизнь и вообще вкалывает любо-дорого посмотреть!
5. "Ты назвал меня мрачным убийцей. Меня, такое веселое, жизнерадостное существо! Конечно, я люблю убивать, но я делаю это с улыбкой."
Встречают, как известно, по одёжке – и злодейство зачастую сочетается с элегантной внешностью или экстравагантными привычками. Что мы можем ждать от героя, когда всё с ним понятно наперёд? Он скорей всего одинок (либо так и не женился, либо жена его в итоге бросила; да и какая тут личная жизнь, когда мир ежедневно на грани уничтожения) законопослушен (причём нередко система оборачивается против него), беден, живя на одну лишь зарплату (принципы не позволяют брать взяток), и не слишком-то следит за собой. Если даже герой скрывается под маской, то а) у него наверняка будут проблемы с властями б) многочисленные недруги всё равно выглядят куда более живописно. Подлинный же злодей умело подбирает себе костюм, следит за внешностью и заботится о впечатлении, которое производит на своих жертв, реальных и потенциальных. Это, к слову, зачастую подводит бедолаг: вместо того, чтобы сразу пустить герою пулю в голову или сбросить его в жерло вулкана, злодей, упиваясь собственным красноречием, рассказывает о своих дальнейших планах и говорит красивые речи о неизбежной гибели мира. Чем и пользуется коварный герой, в этот момент исподтишка наносящий свой решительный удар. Ну и кто после этого благородный?
6. "Посмотрите, какие идеальные тетрагональные колебания!"
Злодей всегда стремится мыслью вперёд, он ярый поборник прогресса. Его гений не застывает на месте, в тайных лабораториях денно и нощно трудятся учёные, разрабатывающие очередной чудо-механизм. Что есть за душой у героя? Любимая беретта и потрёпанный автомобиль, который давно снят с производства? Другое дело злодей – он всегда разъезжает на агрегатах (будь то машина или вертолёт) самой последней марки; оружие разработано исключительно по новейшим схемам, выкраденным из правительства; планы поражают размахом научной мысли. В общем, не будь на свете негодяев, старающихся обратить знания на благую цель уничтожения всего живого, человечество, возможно, до сих пор пребывало бы во мраке невежества, изобретая велосипед.
7. "Мало ли, что обещал! Знаешь, какой я подлый? Я обещаю одно, а делаю совершенно другое!”
Общепринятая культура с детских лет загоняет нас всех в жесткие рамки: правил поведения, моральных устоев, уголовного кодекса, наконец. Они так глубоко и прочно проникают в наше сознание, что мы и не мыслим себе зачастую, что можно поступать иначе, чем «принято», «предписано» и «положено». Но у кого ни разу не возникало в душе хотя бы крошечного, но протеста? Не буду вот мыть руки перед едой! Не стану уступать место старушке, выражением лица и комплекцией напоминающей Валуева! Не хочу переходить дорогу в положенном месте, и пусть меня задавят!
Однако на все эти душевные порывы очень скоро находится управа: совесть гложет, воспитание опять же, старательно навязанный комплекс «что люди подумают»… И нашей измученной правилами и нормами душе попросту отрадно видеть, что хоть кто-то героически плюет с высокой колокольни на все эти запреты и живет в свое удовольствие.
8. "Заставим всех ползать на четвереньках. И будем в них плеваться!"
Свобода от различных комплексов дарует злодею дополнительные преимущества в плане личных возможностей. Мысль его простирается до тех пределов, о которых рядовому обывателю и помыслить-то страшно или (чего уж греха таить) не хватит сил дотянуться. Захватить власть над городом в свои руки? Ограбить форт Нокс? Спровоцировать войну между крупными державами? Погасить солнце и завладеть всеми энергоресурсами Земли? Нет практически ничего невозможного для того, кто сам себя освободил от общепринятых условностей. Ещё философ Камю замечал “Лучше быть свободным бедняком, чем богатым невольником”; гению злодейства не приходится делать выбор между богатством и свободой – он предпочитает брать всё разом и ни в чём себе не отказывать.
Кто-то, разумеется, на это может заметить, что правила как-никак придуманы не зря, что наша душа гораздо меньше восхищена бывает свободолюбивой личностью, решившей отринуть норму «не укради» и выдирающей у нас в подворотне сумочку из рук.
Но на это есть и следующая причина
9. "Каждый в своей жизни совершал плохие поступки, хотя некоторые делают гадости профессионально"
Не в последнюю очередь нам нравится в кинозлодеях и тот факт, что мы ясно отдаем себе отчет в том, что они ненастоящие. Как бы не захватывал нас фильм, мы знаем, что все это лишь игра, сознательный уход от реальности, и потому можем позволить себе восхищаться тем, чем в реальной жизни ужаснулись бы только. Весьма специфического склада личностью надо быть, чтобы реально податься жить в подземелья Оперы с Призраком, или лазить по ночам в окна незнакомых людей, чтоб за компанию с любимым злыднем попить кровушки. Пофантазировать да, мило и приятно, но в рамках кинозала.
10. "Мы убиваем добротой, это наша стратегия".
В какой-то степени наша любовь к злодеям не совсем настоящая – ведь отдаем мы себе в этом отчет или нет, но мы восхищаемся не реальным злодеем, а лишь играющим его актером.
А как бы актер не абстрагировался от своей личности, воплощая чужую, совсем уж отделить мух от котлет невозможно, потому сквозь любую жуткую маску проглядывает нормальный человек, ни разу не потрошивший детишек в подвале и не взрывавший небоскребы. И не просто нормальный, а как минимум яркий и талантливый, раз уж сумел заставить нас поверить в то, что мы на самом деле любим злодеев.